Ютта Хоффман: жизнь полной мерой

Девушка воспитывалась в монастыре, но вскоре выяснилось, что а монахини она не годится. Слишком часто находили на нее приступы глухого, каменного упрямства, слишком долго любовалась она картинками жизни за крепостной стеной, слишком плохо спала по ночам, растревоженная живым воображением. Добрый старик настоятель предложил целительное купание, и вот сердобольные подруги выводят Маргит на мелководье, торжественно окунают в волны. Море, отмеряемое дозами, как успокоительные таблетки? Как бы не так! Ей подавай его целиком, чтобы дух захватило, чтобы прямо в лицо било соленой водой. Метафора с «житейским морем» здесь не выглядит натяжкой. Окунувшись в водоворот послевоенного немецкого быта, она не головой постигала мудрость атеистической пропаганды, а душой, всем своим существом рвалась за пределы того, что с детства было навязано ей как норма, как единственно верная, достойная жизнь.

Этот эпизод иэ фильма «Третий» в миниатюре открывает нам внутреннюю тему главной героини, личности сдержанной, кроткой, совсем не мятущейся, однако не признающей для себя существования в раз навсегда прочерченной колее. Позже, в неполные сорок лет, эта зрелая, умная женщина, инженер, отличный работник, внимательно посмотрит на своего коллегу, романтического красавца с непроизносимой фамилией Хртличка, и скажет себе: «Я должна выйти за него замуж». «Хватит, меня выбирали! — объявит она почти взрослым дочерям. — Могу, наконец, и я сделать свой выбор!» И неправда здесь будет лишь в том, что никогда никто не навязывал ей поступков, ибо сразу была видна безнадежность такого намерения. В студенческие годы она способна была влюбиться в преподавателя, скептика-гуманиста, брезгливо не принимавшего «новую жизнь», и сама же первая, вперемежку с поцелуями, костила его «реакционером» и «злопыхателем». Позже, опять одинокая, но уже с ребенком на руках, она остановилась как-то возле уличного музыканта, слепого гармониста, а кончила тем, что за руку привела его к себе. Сложное, опасное это стремление — жить полной мерой, нисколько не обуздывая себя, но ведь она и платит за это самой полновесной монетой, тихая, упрямая, неистребимая Маргит.

Фильм Эгона Гюнтера был награжден на Карлововарском фестивале. Удача «Третьего» не только в талантливом, необычном сценарии, не только в твердой, уверенной режиссуре, но и в исполнительнице центральной роли — роли, которая писалась специально для нее.

Эгон Гюнтер любит работать с Юттой Гоффман, но он же, если придется к слову, открыто говорит, что совместное творчество с ней — совсем не сахар. Она не умеет «вывозить» драматурга, предложившего облегченную схему драматических событий, она не желает «спасать» режиссера, если тот сам не очень-то уверен. У Ютты Гоффман, как и у Маргит из «Третьего», острейшее отвращение к накатанному, предписанному, каноническому. Опыт других — ей не резон, она снова и снова будет рваться из сферы привычного в неизведанные, непривычные, только для нее, казалось бы, существующие дали. Каждый из вас бесплатно может ознакомиться по ссылке с качественным контентом

a1020b8849b67edd354ce4e2177fd229