Ямщик, не гони лошадей или Гаврилов-Ям - страна ямщика

Город Гаврилов-Ям в число городов Золотого Кольца не входит, однако расположен в зоне доступности от него: до Ростова Великого, как и до Ярославля — по 46 км, до Иванова — 80.
Городок небольшой, но с историей: впервые упомянут в старинных документах аж в 1545 году! Да и само название историческое: «ямом» в Древней Руси называли дорогу, отсюда и слово «ямщик» — кучер, дорожный человек … Так вот, решили местные жители к историческим своим корням вернуться, объявили город «Страной ямщика» и уже пятый год подряд проводят большой Фестиваль ямщицкой песни, куда мы и съездили 12 июня…
Есть в маленьких городах России своя особая прелесть, как в Кинешме, например, или в Плесе, в Суздале. Да, где-то неустроенность, ремонта и восстановления требующая, дороги опять же (ну, это вечное), но где в ином месте найдутся такие исторические уютные домики, старые названия улиц, а главное — люди, добрые, отзывчивые, с фантазией и огромной любовью к своим родным местам?!
Деревянные кружева… Сколько лет, интересно. этому дому?
Страна ямщика не могла появиться из ниоткуда. Ей предшествовала довольно длинная история…
Во времена Золотой Орды (века с X-XI) монголо-татары придумали, как побыстрее собирать дань с удаленных русских поселений и получать срочные сообщения с таких обширных земель: они в своих ярлыках для князей прописывали собирать налог на ямскую гоньбу, а те люди, что его собирали, назывались ямниками, главный же над ямниками стоял ямщик. Жили эти самые ямники в особых местах на дороге — ямах (вероятно, с тех пор и говорят, что наши дороги — яма на яме).
Ям — место, где останавливались гонцы из Орды, чтобы отдохнуть, поменять лошадей. Расстояние между ямами — примерно около 50 км. А гонцы — своеобразные почтальоны, которые занимались ямской гоньбой, т. е. доставкой официальной почты, до XIX века, пока железная дорога не взяла это дело на себя.
Позже по дорогам между ямами стали передвигаться путешественники, торговцы, а крестьяне, что их возили, назывались ямщиками, по старой памяти. Так ям из налогового пункта превратился в промежуточную дорожную станцию. Рядом с ямом появлялись села, крестьяне из которых поставляли лошадей для яма и возили путешественников. Они считались государственными крестьянами и получали из казны жалованье. В 1770 году каждый проезжающий платил за дорогу по 12 копеек за 10 вёрст, а через 50 лет считать стали за одну лошадь на версту по 10 копеек.
Как появились Гаврилов-Ям и ямщицкая песня
Ямщик Гаврила в стародавние времена поселился в таком яме — одном из самых оживленных русских мест, поскольку гонцы, торговцы и путешественники часто ездили то в Ярославль, то в Кострому, то во Владимир, то по Волге вниз — в Орду, в Казанское ханство… С тех пор место и называется Гаврилов-Ям.
Сегодня здесь организован музей, в котором любознательным туристам рассказывают о жизни, быте ямщиков, об их обычаях и легендах.
Где еще современной девчонке на сене посидеть, если не перед Музеем ямщика?
В Музее расскажут о прежней ямщицкой жизни
Жизнь ямщика связана с лошадьми, а чем заняться в дальней дороге? Конечно, петь! Ведь хорошая песня делает путь короче. А не организовать ли такой праздник всеобщей песни именно в том месте, где раньше ямщиков было великое множество и песен народных хватало? Вот так и зародилась идея Фестиваля ямщицкой песни в городе Гаврилов-Ям: Гемблинг парнерка www.wagerpartners.org предлагает невероятные до 50% rev. share
7e0136cf7b38ddf1989caf5edfe1aee4