24.02.2016 09:10 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Люди и годы кинофикации района

Родился он в 1921 г. в Актанышевском районе Республики Татарстан. Любил играть на гармошке и мандалине, увлекался рисованием и новой техникой. У него был очень красивый почерк.

В 1937 году начал свою трудовую деятельность киномехаником немой передвижки Актанышевского райотделения Таткинотреста при Управлении кинофикации СНК ТАССР и одновременно работал монтером связи и радиофикации.

В 1939 году учился на курсах киномехаников автозвуковой кинопередвижки в г.Казань.  С апреля 1941 года по июнь 1946 года служил в рядах Красной Армии и участвовал с первого дня в Великой Отечественной войне в должности связиста. С катушкой проводов на спине и полевым телефоном пришлось ему выдержать все тяготы войны. Между боями играл на гармошке, рисовал портреты своих сослуживцев и оперативные карты боевых действий, демонстрировал киноспецвыпуски и художественные фильмы, организовывал художественную самодеятельность с участием бойцов.

После демобилизации Билалов Зиннур приехал в Калтасинский район в гости к своей тете, сестре матери и остался здесь навечно, создал семью. В апреле текущего года ему исполнилось бы 95 лет. 

С июля 1946 года начал работать художником в Калтасинском районном Доме культуры. Принимал активное участие  в художественной самодеятельности, играл на музыкальных инструментах, исполнял роли в местных постановках и спектаклях. Также привлекался к демонстрации кинофильмов в РДК.

С января 1948 года по январь 1950 года работал директором Калтасинского Дома культуры, учился в г.Уфа на курсах директоров ДК и заведующих отделами культуры районов. В период трудовой деятельности приходилось ему и исполнять обязанности заведующего Калтасинского райотдела культуры. Деревянное здание районного Дома культуры в то время располагалось на месте старого РДК и кинотеатра «Победа» (на фото только часть здания). С февраля 1950 года снова перешел на должность художника РДК.

С 1964 года его трудовая деятельность продолжилась в Калтасинском кинотеатре «Победа» в должности художника-рекламиста, где он с небольшим перерывом проработал до конца 1968 года и продолжил свою работу в клубе Калтасинского овощесушильного завода.

Билалов Зиннур непосредственно занимался художественным оформлением здания кинотеатра и помещений, красиво расписывал рекламные щиты текущих и ожидаемых кинофильмов для панно «Скоро». В то время этих щитов по всему райцентру было около десятка, и он их разносил по райцентру. Вместе с трудовым коллективом периодически выезжал на сельхозсубботники и воскресники в колхозы района. Кроме этого в то время он был единственным художником, которого привлекали для оформления наглядной агитации административных зданий райцентра.

Мое детство тоже проходило рядом с отцом, то в Доме культуры, то в кинотеатре. Помогал ему грунтовать рекламные фанерные щиты. Дружил с киномехаником, т. к. у меня была любовь к техническому творчеству, знал руководителей кинотеатра.

Наш кинотеатр располагался в живописном месте в начале улицы Матросова, и здание было очень архитектурно красивым.

Киносеансы обычно шли по два дня — вечером с 19 и 21 часа, а днем с 11 и 16 часов демонстрировались детские фильмы.

Также в зале кинотеатра периодически проходили концерты приезжих и местных артистов и смотры участников художественной самодеятельности, трудовых коллективов района. Иногда там проводились и торжественные собрания. В зале было около ста мест. Кинотеатр был культурным центром райцентра. Зрители шли на сеансы как на праздник — красиво и хорошо одетые.

Рядом с кинотеатром был оборудован парк культуры и отдыха с дорожками, скамейками, открытой эстрадой, танцплощадкой, детской площадкой и был огорожен высоким забором. В парке в основном росли естественно выросшие липы, потом их вырубили при строительстве котельной и санэпидемстанции.

У нас были и классные культпоходы с последующим обсуждением кинофильмов. В детских играх и своим поведением мы подражали положительным героям. Фильмы советского периода сильно отличались от фильмов XXI века. В современных фильмах в основном демонстрируется и пропагандируется «героизация» бандитизма и насилия с показом всех элементов, красивая жизнь крутых миллионеров. Поэтому в наши дни я с удовольствием смотрю художественные фильмы прошлых лет, которые демонстрируются на телеканалах «Звезда», «Мир», «Культура» и Общественного телевидения.

Кинофильмы в кинотеатре «Победа» смотрели и целыми трудовыми коллективами — коллективными культпоходами.

Демонстрация кинофильмов осуществлялась из кинобудки проекционными установками. Кинобудка была пристроена из кирпича к основному деревянному зданию.

В моей памяти остались киномеханики и реммастера — Оленев Е., Косатухин А.З., Бутусов И.Е., Сюткин В., супруги Каляевы,  Лукин В.С., Пацев М. и другие.

В кинотеатре при руководстве Ахмадеева Р.Г. периодически открывались для желающих курсы киномехаников, которые иногда посещал и автор этих строк. Кинокружок для старшеклассников был и в Калтасинской средней школе, в каменном здании. Там в физкабинете была кинобудка и узкопленочный проектор «Украина». 

Также, киномеханиками кинотеатра «Победа» начинали свои трудовые деятельности будущий генерал Советской Армии и РФ Алеев Виталий Шамшиевич и будущий председатель Нефтекамского городского народного суда Яндубаев Юрий Иванович. Оба они выпускники 1966 года Калтасинской средней школы. Мать Яндубаева, как мы её звали тётя Катя, всю жизнь проработала контролёром кинотеатра. Художником-рекламистом с 1966 года и до выхода на пенсию работал и мой одноклассник Мерзляков Валерий Анатольевич.

В районе была развита и сеть сельских киноустановок во всех крупных деревнях. В то время в передовиках среди сельских установок был Елатов Александр Егорович.

Кинофильмы тогда район получал через доставку районного узла связи. Лента фильма размещалась узким барабаном в круглую коробку с крышкой. Фильмы состояли из десятка таких коробок-кассет, которые группировались по несколько штук в цилиндрических емкостях с крышкой. Перед демонстрацией каждая лента протягивалась через специальный станочек с целью проверки цельности и последовательности фильмов при заправке ими кинопроекторов, которых в аппаратной было две установки. Таким же путем фильмы доставлялись и до сельских киноустановок. Для этого составлялся ежемесячный репертуарный план фильмов района и каждой киноустановки в соответствии с планами управления кинофикации при Совете Министров БАССР. Директор кинотеатра «Победа» одновременно являлся директором районной киносети.

В связи с Годом кино хочу отметить фамилии руководителей районной киносети, с которыми я был лично знаком: Ахмадеев Р.Г. — дважды занимал эту должность, Шангареев М.Ш., Новоселов А.М., Савельев В.Р., Петров М.П., Шагалеев Р.Л., Бишаров А.Н., Имашев А.Ф., Хузин Д.М. Все они внесли большой вклад в развитие кинофикации в районе и духовной культуры населения

. З. Билалов в годы войны.

 Кинотеатр в райцентре, построенный после образования района.

 

 

Художники-рекламисты В.А. Мерзляков и З.Б. Билалов.

 

 Дом культуры райцентра.

 Коллектив кинотеатра "Победа". 3-й слева — директор Ахмадеев Р.Г.


  Ф. Билалов, ветеран труда

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

40