02.03.2015 12:34 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

И дерево поет, когда в него вложена душа

Это наглядно доказывают изделия Петра Яндемирова и его учеников.

 – Моя работа для меня отдушина от всего, – признается учитель технологии и ОБЖ Кутеремской школы Петр Петрович Яндемиров. – В нее я погружаюсь всем своим существом – головой, сердцем и даже печенками. Мы с ребятами находимся в постоянном творческом поиске: что бы такое еще из дерева смастерить, какие узоры, орнаменты придумать. Конечный результат для морального удовлетворения важен, но не менее важны процессы поиска и созидания.

Петр Петрович в своей школьной мастерской с гордостью показывает нам работы своих учеников. Ими здесь увешаны все стены, обставлены полки по всему периметру помещения. И это лишь малая толика всего, что было сотворено за годы работы Яндемирова учителем технологии в этой школе. Многие творческие работы его учеников украшают сейчас музейные, выставочные залы, чей-то домашний интерьер, окна домов – здесь делают красивые узорные наличники. Фотоснимки лучших работ и их авторов Петр Петрович бережно хранит в специальных папках. Для потомков. Тем более, что там же даются описания создания творческого шедевра и примененных при этом технологических процессов. А секретов своих в работе с деревом хоть отбавляй. Вот и старается Яндемиров, чтобы они не забылись. Чтобы до потомков дошли. И через учеников, и посредством папок со снимками.

Прежде чем стать учителем технологии или по-старому учителем труда, Петр Петрович перепробовал и другие специальности. Учителем он мечтал быть еще с детства. Поэтому после окончания Бабаевской восьмилетней школы поступил учиться в Благовещенское педучилище. Через три года, успешно завершив учебу, вернулся в родную школу уже в качестве учителя. Без отрыва от педагогической деятельности закончил физмат Бирского педагогического института, работал учителем математики. Петр Петрович – человек творчески одаренный сам по себе, а тут еще учеба в Благовещенском педучилище сказалась. Здесь выпускают не просто педагогов, каждый студент в училище обязан освоить игру на каком-либо музыкальном инструменте. Так Петр Яндемиров стал хорошим баянистом, на духовых мог играть. Поэтому наряду с работой в школе он активно принимал участие в художественной самодеятельности деревни. Ездили с концертами по соседним населенным пунктам, участвовали на районных конкурсах и фестивалях. Молодого, творчески одаренного специалиста заметили в райкоме партии. Так Петр Петрович первый раз сменил профессию, возглавив по поручению райкома отдел культуры района. Хорошие были времена на селе для культуры. Интернета вообще не было, и телевидение еще не все заполонило, кино смотреть люди в клуб ходили. Досуг свой сельский люд проводил в Домах культуры и клубах. Художественная самодеятельность была очень развита. Ансамбль танца «Эрви» тогда блистал на всю республику, в Калтасах был свой духовой оркестр.

Потом Яндемиров снова преподавал математику, но теперь уже в Калтасах, работал инструктором в райкоме партии, председателем комитета народного контроля при райисполкоме, затем возглавил колхоз «Родина». И где бы он не трудился, Петр Петрович всегда подходил к своей работе очень ответственно, был дотошным до мелочей, вне зависимости от того, нравилась ему работа или нет. Вот наглядный тому пример. Работал тогда Яндемиров председателем комитета народного контроля. Вагиз Исламович Хузин, наш редактор, отправил меня с ним на рейдовую проверку по хозяйствам района. Была осень, шли уборочные работы. Перед нами стояла задача определить слабые места в уборочном цикле, где происходила потеря урожая. Поехали мы в Амзибаш, в колхоз имени Чапаева. Рядом с деревней, за шоссейной дорогой раскинулась плантация картофеля. Убирали ее при помощи простейшей картофелекопалки, за которой клубни надо было подбирать вручную. Более усовершенствованных агрегатов по уборке картофеля в районе тогда еще и не было. Конечно же, были потери. Мы шли по следу агрегата уже после подбора клубней и то здесь, то там находили остатки урожая. Кто-то другой визуальным осмотром поля и ограничился бы – факт потерь и так был очевиден, но не Петр Петрович. Он определил на убранной территории картофельной плантации несколько участков, отстоящих друг от друга на расстоянии в десятки метров, и начал считать оставшиеся клубни. Затем путем несложных вычислений мы определили, сколько урожая картофеля теряется на каждом гектаре поля. Как объяснил тогда Яндемиров, делалось это для того, чтобы не быть голословным в своих утверждениях. И мой материал в газете, благодаря такому подходу Петра Петровича, был подкреплен конкретными фактами и цифрами. Такой вот урок отношения к своей работе преподал мне, начинающему тогда корреспонденту, Петр Яндемиров.

С 1993 года Петр Петрович трудится в Кутеремской школе. Хотя 8 лет уже, как на пенсии, любимую работу не бросает.

Яндемирова в районе многие еще знают, как хорошего шахматиста. Не раз он становился чемпионом района. Вот и на недавно прошедшем шахматном турнире среди ветеранов района он занял первое место. Петр Петрович в школе для ребят ведет кружки по труду и по шахматам. Дети с большим желанием посещают его занятия, приобщаются к народному ремеслу, творчеству.

Ю. Шамсутдинов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26