19.10.2016 17:43 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В Москве открылась экспозиция под названием «Следующая станция – «Башкирская»

Автор: Гульчачак Ханнанова

На станции метро «Выставочная» в центре «Москва-Сити» открылась экспозиция «85 лет уникального опыта», посвященная юбилею Мосметростроя. Она знакомит посетителей с многолетней историей подземного строительства, в том числе малоизвестными ранее историческими фактами – такими, как участие в строительстве самых первых станций московской «подземки» жителей Башкортостана. Из башкирской экспозиции на выставке москвичи впервые узнали о том, что самый большой отряд добровольцев, прибывших в 1935-37 годах на строительство первой очереди метрополитена – около 5 тысяч человек – приехал из села Николо-Березовка, райцентра прежде Калтасинского, а ныне Краснокамского района республики.

Масштабная выставка собрала экспонаты, объединившие коллекции музеев Московского метрополитена и Мосметростроя. На ней представлены исторические документы и фотографии, инструменты строителей разных лет, рассказ об неповторимой архитектуре столичных станций метро, уникальные артефакты, которые находили во время проходки тоннелей в 1930-х годах.

Единственным регионом, представившим на выставке свою экспозицию, стал Башкортостан, и не случайно – согласно архивным данным, самый большой отряд добровольцев поэтапно прибыл на помощь Метрострою именно из села Николо-Берёзовка и его окрестностей, В феврале 1933 года в республику приехали представители Мосметростроя, разъезжавшие по стране с целью вербовки рабочих и нашли здесь самый горячий отклик среди местных комсомольцев. «Уезжали на работу семьями, причем ждал наших земляков тяжелый и опасный, большей частью ручной труд по прокладке шахт киркой и лопатой. Тем не менее возможность приобщиться к ударной стройке “зажгла” калтасинцев: 14 марта 1933 года из Башкирии проводили в Москву первую группу из 326 человек, 11 апреля еще 500, в мае – целый эшелон из 1300 человек… В итоге к июню 1933 года каждый шестой строитель московского метро оказался выходцем из Башкирии. А в целом на строительстве первой очереди метро из Башкирии был каждый 15-й», — рассказала на выставке представитель Башкортостана на стенде, давний исследователь темы, краевед Маргарита Халилова из Краснокамского района.

Согласно подписанному между Мосметростроем и тогдашним Калтасинским районом в 1933 году «Социалистическому договору» в Башкирии засевали и целые «гектары Метростроя», тем самым оказывая строителям продовольственную помощь. Мосметрострой, в свою очередь, обучал приезжающих ведущим профессиям, что позволило им в дальнейшем стать специалистами высокой квалификации, привез в район на уборку трактора, телефонизировал и электрифицировал село. Это позволило району укрепить свою экономику и выйти в лидеры в республике.

Обо всем этом рассказала москвичам на выставке башкирская экспозиция, подготовленная по материалам музейных архивов республики Полномочным представительством РБ при Президенте РФ и администрацией Краснокамского района. На ней москвичи увидели газетные вырезки 1930-х годов, трудовую книжку, награды и личный дневник самого юного, 16-летнего башкирского метростроевца Мухаметнура Фаткиева, написанную им автобиографическую книгу «Дорогу осилит идущий», исторические кадры и фотографии из домашнего архива семьи метростроевцев Азяр и Галима Галеевых, книгу краеведа Алексея Исекеева «Наши земляки на строительстве Московского метрополитена» и многое другое. Все эти экспонаты организаторы выставки разместили на стендах, которые назвали «Следующая станция – «Башкирская». Встречали гостей в башкирском уголке выставки кураист и танцовщица из московского башкирского фольклорного ансамбля «Ак тирма».

На церемонии открытия выставки руководители московского метро — генеральный директор ОАО «Мосметрострой» Сергей Жуков и начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Пегов уделили особое внимание теме участия в строительстве метро добровольцев из республики. «Сегодня московское метро, самый быстрый вид городского транспорта состоит из 12 линий и 203 станций, но начиналось все с нескольких самых первых станций и невероятно тяжелого труда героев-комсомольцев 1930-х годов, в том числе из Башкирии, — сказал на открытии выставки, в частности, Сергей Жуков. – Их труд достоин того, чтобы быть увековеченным, в том числе и в названии одной из станций метрополитена. Полагаю, что Глава Республики Башкортостан имеет полное право обратиться в Правительство Москвы с инициативой о присвоении одной из них названия «Башкирской» и, вполне допускаю, что она может найти поддержку».

Обсуждалась и другая инициатива – возможность изготовить в республике и разместить на одной из станций метро на «красной» ветке мемориальную доску, посвященную трудовому подвигу башкирских добровольцев. Большинство из них трудились на шахтах этой, первой линии метро «Сокольники — Красные ворота» (ранее «Лермонтовская»), на станциях «Комсомольская», «Сокольники», «Красные ворота» и «Красносельская». С просьбой о разрешении повесить такую мемориальную доску уже обращались к руководству метрополитена жители Краснокамского района и члены землячества Башкортостана в Москве, но до сих пор решения не было. «Теперь, после личного знакомства руководителей метро с историческими фактами, появилась надежда на то, что вклад наших земляков будет по достоинству оценен. Республике предложено подготовить и подать соответствующие документы в городскую Комиссию по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры», отметила Маргарита Халилова.

Из села Николо-Березовка руководство Мосметростроя получило подарок – традиционный бочонок башкирского меда и картину Народного художника РБ Владислава Меоса «Дорога к храму» с изображением символа села – Никольского храма. А накануне, в День республики, в самой Николо-Березовке была торжественно открыта мемориальная доска в память о метростроевцах. Она размещена на здании бывшего здания райкома ВКП (б), в котором велась запись добровольцев (ныне гостиница), надпись на ней гласит: «В этом здании райкома ВКП (б) в 1935-37 гг. сформированы отряды строителей 1 очереди Московского метрополитена из 5000 лучшей молодежи района». Доска изготовлена Заслуженным художником РБ, членом Союза художников России, членом Союза кузнецов России Ильшатом Гилязевым.
Выставка в Москве будет открыта до 14 ноября.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22